Мамина школа Триз ТРИЗ-суббота № 7: Опять немного "робнизонады" и предметы-труженики

ТРИЗ-суббота № 7: Опять немного "робнизонады" и предметы-труженики

P1120869

Здравствуйте, друзья!

Сегодня расскажу о нашем уже уже десятом занятии ТРИЗ сначала году. Больше всего, лично мне, на наших занятиях нравится возможность увидеть и почувствовать как мыслят дети. Как будто бы становишься свидетелем рождения мысли. Вот минуту назад не было идеи, все сидели с потухшими глазами и вдруг кто-то догадался, а потом еще кто-то, и еще один. И уже лавина разного рода предположений, гипотез! Глаза блестят, стараются рассказать быстрее и больше, и понятнее!

На это занятие я принесла детям большие спирографы. Это набор «Рисоватор», о котором я рассказывала уже. Принесла не только для того, чтобы рисовать и придумывать на что похоже, но и для того, чтобы в действие показать суть приема увеличение-уменьшение. Вот десятки лет существовал маленький спирограф. Еще мы 40 лет назад (если только находили клочок чистой бумаги и хорошую ручку) могли рисовать таким. А кто-то взял немного подумал, пофантазировал и придумал огромный спирограф!

Школьники, как водится, залипли на рисование галактик. А вот дошколятам пришлось очень много помогать: держать большой спирограф сложно, руку сбивается, нажимать сложно.  Еще один казус: я забыла большие листы бумаги. А, как оказалось, рисовать на склеенных нельзя: ручка цепляется за стыки.

P1120848

Школьники

Со школьниками в эту субботу мы освоили еще один прием фантазирования — метод Робинзона Крузо. Этот метод — своеобразный мысленный эксперимент: у вас есть огромное (бесконечное) число одинаковых объектов. Нужно удовлетворить все человеческие потребности с помощью этих объектов. О том, как мы играли с малышами я рассказывала в прошлой статье.

Со школьниками у нас была интерактивная игра на бумаге. Мы нарисовали остров, перечислили и нарисовали все опасности, которые нас здесь поджидают.

P1120867
А потом обнаружили, что к берегам нашего острова причалили обломки корабля, который разбился где-то в океане. На нем перевозили шапки. Всех цветов, форм и размеров. С помощью этих шапок мы и будем удовлетворять свои потребности.

P1120870
Сначала мы придумали несколько вариантов устно, а потом каждый участник нашей команды получил свое собственное задание: разработать сигнальную систему, чтобы оповестить большую землю о том, где мы или придумать установки по сбору питьевой воды.

Дети выбирали нужные им картинки с шапками и использовали их в своих рисунках-изобретениях. Оказалось гораздо интереснее, чем с использованием настоящих шапок (так мы играли с малышами на прошлом занятии)

Дошколята

А с малышами мы начали новый большой раздел ТРИЗ — “функции и назначение предметов”

Это занятие было в среде детского сада, которое пестрит игрушками и разного рода активностями. Поэтому я решила играть, но не очень активно — за столами и иногда перемещаться в центр комнаты для более подвижных игр. В целом, несмотря на то что было больше 10 человек, занятие прошло хорошо!

Мы делили предметы-труженики (те, что «умеют» что-то делать) на 2 домика: домик для предметов-рисователей и домик для предметов-удерживателей. (Домики любовно нарисовали Марк и Глеб, которые тоже были на этом занятии)

P1120878
Потом обсуждали сказку “Каша из топора” и то, какая функция была у топора в котелке; искали «родственников» по функции для топорика и рисовали рисоваторами.

P1120883

P1120899
И несколько мыслительных «находок» детей на этом занятии:
Никита: конфетой можно порисовать, если ее растопить.
Глеб: нет, конфета — может и разделять время десерта и время для обеда. Вот появились конфеты на столе, значит уже время пить чай!

——————————————————————————————————

Я: Что делал топор в сказке? Зачем солдат положил его в кастрюлю?
Кто-то из детей: чтобы старуха съела случайно! Он ее проучить хотел!

 

С уважением, Несютина Ксения

Оставить свой комментарий