Мамина школа Триз ТРИЗ-суббота № 8: Самодельные настольные игры для "закрепления" материала

ТРИЗ-суббота № 8: Самодельные настольные игры для "закрепления" материала

P1120966

Здравствуйте, друзья.

Продолжаю рассказывать про ТРИЗ занятия. У меня уже накопилось несколько отчетов, которые я никак не опубликую. Пытаюсь наверстать упущенное.

Со школьниками сегодня было последнее “обобщающее” занятие по методам фантазирования. Мы с ребятами уже освоили три приема: увеличение-уменьшение, метод фокальный объектов и метод Робинзона Крузо. Каким бы противником “закрепления материала” я не была, на сегодняшнем занятии занимались именно этим. Но надеюсь в самом хорошем и позитивном значении этого слова =)

Чтобы было веселее все вспоминать, я нарисовала настольную игру. Ничего мудреного. Поле с дорожками. В свой ход тянешь карточку, выполняешь задание, бросаешь кубик и перемещаешь фишку на нужное количество клеточек.

P1120937

Встречаемся на острове, где нам надо решить жизненные задачи — как найти пищу, как смастерить одежду, жилье, подать сигнал бедствия. При этом в нашем распоряжении есть только … коктейльные палочки.

P1120944Кстати, вначале фишку для мореплавания, каждый слепил сам для себя.

P1120948
Это занятие было богатым на выдумки, потому что каждый ход тянули карточку с заданиями, где надо было что-то придумать. Хотя впрочем здесь были и да-нетки, и открытые задачи, и просто возможность взять большой кубик (чтобы иметь возможность выбросить 12 очков вместо максимальных — 6).

cards

Вот самые интересные придумки:

Федя: Майка+холодильник. Майка, в которой есть карман-дверца, где всегда лежит что-то поесть.
Дуня: Рюкзак + песок. Слепил рюкзак, какой тебе надо. Взял и пошел в школу. В следующий раз можно слепить другой — побольше или поменьше.
Глеб: Увеличиваем цветочный горшок. Получаем горшок-дом. На крыще растет цветок. Мы входим внутрь. Корни растений — это канаты, по которым можно взбираться. Такой своеобразный спортивный аттракцион для детей. Или лучше найти растение со съедобными корнями и вот так выращивать его! Не надо копать: просто заходи и состригай нужное количество корней на обед!
Дуня: Увеличиваю точилку. Точилка для больших бревен. Чтобы придавать им нужную форму! Или можно даже точить не только бревна, но и вообще любые столбы, чтобы делать красивые колонны!
Федя: Попробую усовершенствовать утюг. Утюг + пылесос! И гладит и очищает вещь одновременно! 

 

Из минусов: было мало да-неток. Надо делать больше: уж очень весело они решались, а от бесконечного фантазирования к концу явно устали.

P1120941

Дошкольники

С дошколятами тоже играли в настольную игру.  Это была  игра с фишечками на бумаге, где каждый переставлял своего героя, почти как хотел =)  Малышам было явно тяжело считать, соблюдать правила, да еще и выполнять задания на карточка.  Плюс в этой группе детей много и потому им было тяжело дождаться своего хода и не растерять свой энтузиазм.

P1120975

Я планировала, что так же будут карточки с заданиями (правда уже другие — на тему функций и предметов-тружеников). В итоге прошли 2 круга. Каждый выполнил по 2 карточки. И уже очень устали и я, и они…. Потом каждый поставил свою фишку в автобус, к которому сходились все дорожки и поехали гулять.

Зато неожиданно весело и без неуправляемого хаоса (видимо после сосредоточенной игры на бумаге) пошла подвижная игра по типу «море волнуется раз, море волнуется два…».  Дети должны были изображать любой инструмент. Они застывали, а после того как я дотрагивалась (включала), инструмент начинал работать. И все дружно догадывались что это такое.

P1120982

Кстати, вот такое перевоплощение — прекрасное упражнение для развития эмпатии и, как это не удивительно, для понимании истиной функции предмета. Ведь в начале, когда спрашиваешь, что делают ножницы — 99% детей (да и обычных взрослых) говорят — режут. И это правда, вот только для развития функционального мышления — это не очень годится . Гораздо полезнее, если ребенок заметит, что ножницы РАЗДЕЛЯЮТ предмет на части. Так же как топор РАЗДЕЛЯЕТ бревно. А через несколько минут дети уже замечают, что свет — тоже может РАЗДЕЛЯТЬ комнату на светлую и темную часть. То есть он в какой-то мере родственник ножницам и топору! =)

С уважением, Ксения Несютина

1 комментарий
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Виктория

    О! Сделать игру самостоятельно — потрясающая идея! Получить удовольствие можно от всего — от процесса создания и от игрового времяпрепровождения. И у деток фантазия ого-го как развивается!

Оставить свой комментарий