Воспитание Главный секрет развития системного мышления у детей и взрослых

Главный секрет развития системного мышления у детей и взрослых

Здравствуйте, дорогие друзья, гости и читатели блога.
 
Сегодня я решила немного поделиться мыслями по поводу развития системного мышления у детей и, вообще, системного взгляда на воспитание детей. Часто считают, что в это понятие входит развитие ребенка “по всем фронтам”: и математика, и музыка, и английский язык, и окружающий мир и еще бог знает что.
 
Недавно на сайте замечательного психолога и, вообще, интересного блоггера Анны Быковой мне попалась статья о системном мышлении. Мне очень импонирует взгляд Анны, и я во многом согласна с ней. Хотя, в комментариях завязался небольшой спор по поводу примеров, которые приводятся в статье.
 
Спор был на тему “Как объяснить ребенку-дошкольнику, что такое депозит?” Мое мнение заключается в том, что вы сможете системно описать понятие, если расскажете:
 
1

о подсистеме, т. е. о составляющих, которые входят в это понятие. Это деньги, люди, труд, как рассчитывается стоимость продуктов (то есть вы купили продукты, приготовили из них варенье и оно стоит дороже, чем сумма продуктов, потому что вы вложили свой труд).
 
Это, как раз, главное в понимании депозита и кредита: как “работают” деньги, и что такое вообще деньги (кстати, еще одна сущность, которую дети не понимают, считая их просто красивыми бумажечками).
 
2о надсистеме, т.е. о людях, банках, организациях — о тех, кто использует депозит, и зачем они это делают.
 
Уже на этапе описания надсистемы и подсистемы вырисовывается суть процесса.
 
3 о прошлом, т.е. о том времени, когда депозита не было. Как тогда люди давали деньги в долг и платили ли за использование чужих денег?
 
4о будущем, т.е. о том, будет ли депозит существовать в будущем, как он, возможно, видоизменится.
 

Другой способ развития системного мышления

О нем мне рассказал мой учитель, сертифицированный специалист по ТРИЗ Валерий Павлович Гальетов. Нужно ответить на 4 вопроса:

  1. Откуда ЭТО возникло? (вопрос о прошлом)
  2. Как ЭТО устроено? (вопрос о подсистемах)
  3. Зачем ЭТО нужно? (вопрос о надсистемах)
  4. Что такое ЭТО? (вопрос о самой системе?)

 
Ответы на эти вопросы могут дать понимание любой сущности.
 
Возможно, все это нельзя описать одним предложением. Скорее всего, усвоение и понимание всего этого растянется на несколько месяцев или лет. Но тут, как и во многих других областях, важно скорее не то, что знает ребенок, а то что знают родители. Если родители сами не видят предмет в системе, то и рассказать о нем системно они не смогут. Никогда.
 
Этот подход отличается от тех же тематических неделек или дней (когда ребенку в течение всего дня или целой недели рассказывают об одном явлении или предмете).
Отличается он, как раз, не наполнением, а тем как “видят” сущность родители.
 
Можно целую неделю говорить о деньгах, показывать их ребенку, выучить 115 названий всевозможных валют и государств, где они используются, нарисовать свои собственные, играть в магазин или в банк — но при этом ребенок так и не поймет, чем фантики от конфет отличаются от денег.
 
А можно вскользь несколько раз рассказать ребенку о деньгах, и он поймет их суть, назначение, “деньги” найдут связь с объектами и знаниями, которые уже есть у ребенка о мире. Опять все упирается в то, что знают родители и как мыслят они…
 
На прошедшем тренинге мы немного говорили о развитии системного мышления. Участники попросили сделать небольшой “задачник” для детей по теме “Надсистема-система-подсистема”. Вот небольшой сборник таких материалов, для распечатывания:
 
Чтобы скачать, нажмите кнопку любой соц.сети и подождите перезагрузки страницы.

[pwal id=»59899661″ description=»Поделись с друзьями и скачай»]Скачать материалы[/pwal]

Буду рада услышать ваше мнение по этому поводу в комментариях. Что такое по вашему «системное мышление» и как развивать и воспитывать ребенка «системно»?

С Уважением, Ксения Несютина

1
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Алла

    На мой взгляд фантики могут быть деньгами у группы детей.
    1. Откуда ЭТО возникло? (вопрос о прошлом).
    Деньги бывают разные. Раньше деньгами были ракушки, золото, серебро. Если золото и серебро, то особой государственной чеканки. Денигами был даже черный перец.
    2. Как ЭТО устроено? (вопрос о подсистемах)
    Деньги бывают разной стоимости: рубли, копейки.
    3. Зачем ЭТО нужно? (вопрос о надсистемах)
    Деньги нужны для обмена. Деньги это бартерный товар. Т.е. вещь за которую тебе отдадут-продадут товар или услугу другие люди. Мне сложно ссылаться на Марка Твена, но насколько я помню выпавший зуб был обменян на какую-то глупую для взрослых вещь и в ходе последующего обмена Том Сойер стал обладателем дохлой крысы. Т.е. фантики могут быть эквивалентом денег в группе детей, если вся группа детей их ценит (например, коллекционные фантики) и готова их обменивать на игрушки, печеньки и т.д..
    4. Что такое ЭТО? (вопрос о самой системе?)
    У денег два свойства: их все ценят и они в ограниченном количестве.
    Вот такой первый опыт системного мышления и мои размышления о том, что фантики тоже могут быть деньгами.

Оставить свой комментарий