Мамина школа Математика Математические мозаики: придумываем паркет

Математические мозаики: придумываем паркет

Здравствуйте, друзья.

Сегодня опять поделюсь интересной математической «игрой-уроком-исследованием». Люблю такие математические штуки, про которые нельзя однозначно сказать, что это такое: похоже на игру, потому что весело и интересно; похоже на исследование, потому что любопытно и вначале не ясно что же получится; похоже на урок, потому что находишь новые знания.

Вот и эта тема из такой серии. «Что такое паркет?» — именно это первым делом я спрашивала у ребят (у своих, тех что дома и … тоже «своих», но тех что учатся в МатКлассе). Самый частые ответы: пол, там, где танцуют или выступают, покрытие пола. Оказывается, понятие паркета есть и в геометрии — это замощение плоскости одинаковыми многоугольниками без пробелов и перекрытий.

дети рисуют паркет

Складыванием паркетов, а самое главное их придумыванием мы и занимались.

Что интересненького можно придумать?

1" Начать надо с рассматривания разных паркетов. Самыми необычные паркетные узоры — это паркеты Мориса Эшера. В интернете таких картинок очень много, вот хотя бы несколько:

рисуем паркет с ребенком

2 Раскрашивание паркета Эшера. Школьников 4-5 класса это может и не заинтересовать, а вот детки помладше часто приходят в восторг от такой раскраски.

раскрашивание паркета с дошкольниками

3 Складывание по рисунку и без. Здесь основная сложность вырезать много одинаковых фигурок из картона… Дело можно упростить, если напечатать рисунок на бумаге, заламинировать и потом вырезать. Я так и поступила.

делаем паркетную мозаику

Благодаря этому, в короткий срок у меня было много разных качественных мозаик.

Школьники уже могут догадаться, как сложить паркет без схемы. Это непростая задача: найти одинаковые выступы и выемки. Дошколятам я предлагала складывание по схеме: тоже интересно, потому что надо найти опорные точки и линии на схеме и потом на вырезанных фигурках.

с дошколятами складываем паркет по схеме

4 Придумывание и рисование собственного паркета. Это, пожалуй, самое захватывающее занятие.

Мы создавали паркет по следующим правилам:

Находим лист в клеточку. Для первой работы, я настоятельно рекомендую распечатать вот эти крупные клетки. Можно работать и на обычной, мелкой клетке, но тогда надо разделять большие квадратно-прямоугольные области и создавать свою крупную клетку. Примерно так:

лист в крупную клеткуВыбираем любой правильный контур. Конечно, это могут быть и ромбики, и шестиугольники — любая правильная фигура из которой уже складывается простейший паркет. Но мы брали самое простое: квадрат или прямоугольник.

прямоугольник

как придумать рисунок паркета

Обозначаем 4 точки в вершинах нашей фигуры.

обозначаем 4 точки в вершинах фигуры
Соединяем точки 1 и 2 любой линией. Делаем параллельный перенос и соединяем точки 3 и 4 такой же линией. Обращаю внимание: именно параллельный перенос, а не симметричное отражение.
соединяем точки
То же самое проделываем с точками 2 и 3. Затем переносим линию между точками 1 и 4.
рисуем паркет
математика и паркет
Повторяем работы на соседних клетках.
Придумываем на что похожа наша фигура и создаем образ.
* Небольшая подсказка: нашу фигуру можно разделить на две (3, 4, 5 фигур) произвольным образом. Тогда паркет будет выкладываться из нескольких разных форм.

Придумывание и рисование собственного паркета.

Вот и, всё!

Попробуйте: создание паркетов — одно из интереснейших занятий в котором переплетается математика и творчество, строгость и произвольность, гармония и красота.

С Уважением, Ксения Несютина

1
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Римма Казри

    Ксения, благодарю. Какая интересная игра! Я про такое первый раз узнала. Обязательно поиграю со своими детками. Они у меня любят новые развлечения с бумагой и карандашами.

Оставить свой комментарий