29/12/2014
Часть 2: Вопросы об основных принципах математических игр и занятий
Здравствуйте, читатели и случайные посетители! Сегодня я отвечу на вторую часть вопросов, связанных с математикой. Тематика этих вопросов различна, но я надеюсь, что эта информация будет полезна многим родителям.
Здравствуйте! Ребенок ВООБЩЕ НЕ ХОЧЕТ никакую математику. Интереснее вставиться в телевизор. Как заинтересовать математикой? Кому она нужна? Это же не интересно! Мультики — вот это — да! — так может думать ребенок (
Спасибо.
Здравствуйте! Как бы банально это не звучало, но надо менять образ жизни и, скорее всего, всей семьи. Расскажу небольшую историю. У меня на занятия ходил один мальчик: неглупый, но какой-то скучный. Все ему неинтересно: рисовать скучно, отгадывать — скучно, думать — скучно, даже играть — скучно, если надо подумать и запомнить правила. Я все думала: видимо, такой темперамент… И вот однажды услышала разговор мальчика с родителями:
— Пап, давай в кино?
— Не, сегодня не пойдем.
— Ну давай хотя бы торговый центр зайдем «порулить»?
— Сегодня, наверное, не выйдет.
— Совсем сегодня скучный день… Хотя бы игрушку новую купишь?
…
Мальчик вообще не умеет себя занимать. Ему интересно, когда его что-то или кто-то развлекает, но сам он неспособен создать для себя хоть какое-то более менее интересное дело. А ведь можно просто смотреть в окно и думать, фантазировать, сочинять истории сказки и будет интересно! Уже не говоря об элементарном рисовании, конструировании… Но, когда с детства тебя развлекают — мультиками, компьютерными играми, аниматорами на праздниках, дети даже играть перестают. Они ждут, что взрослые (клоуны, аниматоры) сейчас создадут для них игру — думать и делать ничего не надо!
Здравствуйте! Моему сыну 2 года, только исполнилось. Занимаюсь с ним математикой. При изучении плоских фигур и форм пытаюсь его не запутать и не запутаться сама, например, плоский квадрат — объемный куб. Меня интересует такой вопрос, как научить видеть фигуры в окружающих предметах и как их называть, например, телевизор по форме он квадратный, но он же объемный, значит, куб, что искать квадрат или куб? В общем немного сумбурно написала, надеюсь на ваш ответ.
Математика не в формулах и определениях, а в мышление. Абсолютно все люди без психоневрологических расстройств видят разницу между кубом и квадратом. Часто дети, не зная слово куб, но стремясь подчеркнуть разницу в понятиях куб и квадрат, говорят о «высоком квадрате». Не зная понятия прямой угол, дети заменяют его на выражение «ровный угол». Здесь важно, чтобы ребенок понял свойства геометрических тел. А понять их он сможет через взаимодействие с ними: если будет вырезать, складывать, строить из кубиков, коробок.
Покажите что такое развертка: как из 6 квадратов складывается куб, как сложить другие геометрические тела. В курсе Любопытной математике была неделя, посвященная геометрии, буду рада если материал вам пригодится.
Ксения, здравствуйте!
Моей дочери 3 года, она умеет считать до 10, дальше я пока не пробовала обучать. Стоит ли?
Еще очень хочется научить ее выполнять алгоритмы, ну хотя бы простейшие. Не подскажите идеи игр?
P.S. А Ваши дети ходят в садик? У меня садик — больная тема, мне кажется, что дочь там деградирует… да и в целом впечатление не очень приятное. Мне все время говорят: «Мама, ну куда вы спешите со своим развитием? Ко второму классу все равно интеллект всех детей выровняется!». Звучит как приговор, но я считаю, что все зависит от многих факторов и все же если есть возможность и потребность у ребенка, то лучше давать ему больше. Как Вы считаете? Заранее благодарю!
Алена
Здравствуйте, Алена! Если Вы имеете в виду ненавязчивое, естественное обучение в игре, то абсолютно не важно до скольки вы учите ребенка считать. Считайте в удовольствие, в пользу, в играх и просто между делом. Если же Вы говорите о какой-то особенной методике или подходе к обучению, то надо уточнить, что именно это будет.
Насчет школы и садика. Странное изречение воспитательницы. Если во втором классе все обладают одинаковым интеллектом, то потом это равенство сохраняется? Если нет, то почему тогда во втором классе всё выравнивается? Это что особый возраст какой-то? Если да, то тогда, выходит, что у всех людей на земле примерно одинаковый интеллект?
Я предполагаю, что воспитатель имеет в виду натасканные знания, например, 100 цветов, все морские животные. Такие знания действительно быстро забываются без использования, а использовать их некогда и негде в школе, да и просто в жизни.
Знаете историю про китайский бамбук? Китайский бамбук сеют в подготовленную почву, и первые четыре года его рост происходит под землей. Над поверхностью видна лишь маленькая луковица, из которой пробивается тонкий росток. Внешне ничего не видно, кажется, что ничего не происходит. Но на самом деле закладывается основа: корни. Так же и в развитии: не стремитесь сразу вырастить листья и цветы. Просто делайте то, во что верите, что созвучно вашим принципам, идеям.
Наши дети не ходят в детский сад. Мы уверены, что дети должны воспитываться в семье. Даже самый хороший детский сад, не может дать то, что дает ребенку дом, родители, семья.
Добрый день, Ксения!
Спасибо за такую возможность. Вопрос такой: как научить 12-летнего ребенка быть внимательнее со знаками — +, в частности, в работе с многочленами?
С уважением, Татьяна.
У всех людей бывают излюбленные ошибки, которые допускаются не по незнанию, а механически. Если вы уже знаете слабые места сына, то убедите его каждый раз тщательнее проверять именно знаки + и -. Также часто ошибки допускаются в задачах, которые кажутся простыми. Человек делает их механически, не задумываясь, а потому и не очень внимательно. Чтобы этого не происходило надо в каждый, конкретный момент думать об одной задаче, которую решаешь. Такой прием поможет и в будущем: сосредотачиваться по максимуму на одном деле.
И последний прием, который годится и для других алгебраических задач — проверка с конца. Надо попытаться привести выражение в первоначальный вид. Это помогает справиться с «замыленным» взглядом и невнимательностью.
Ксения, здравствуйте.
Вопрос — начинаем играть, но игру дочь сворачивает в свое русло) Не хочет пока воспринимать числа в виде точек, картинок и т.д. Смотрит с интересом и пусть мама и играет) Что делать? Нам 2 года.
Игра нужна ребенку не чтобы чему-то научиться. Это не универсальный, эволюционный механизм, который дает нам возможность перекроить ребенка, так как нам хочется: что-то вложить в его голову, чему-то научить. Игра — это изначально ПРОИЗВОЛЬНЫЕ действия. Если же мы придумываем сценарий и руководим процессом, то это не игра: это просто интересное занятие. По такому принципу построены занятия в МатКлассе, где я преподаю. Но сюда приходят дети от 5 лет! Я рекомендую все же отталкиваться от произвольной игры ребенка и руководить только своими действиями: вы можете считать, складывать, строить. Ребенок сам присоединится, когда пожелает. В программе «Любопытной математики» был вебинар, посвященный игре и занятиям. Вы смогли его прослушать?
Здравствуйте, Ксения!
Ребенку 1 годик, мальчик. Ещё не разговаривает. Стоит ли обращать его внимание на порядковые и количественные числительные (считать вслух предметы, показывать изображения цифр)? Или это делать необходимо?
С уважением, Елена Шохина
В этом возрасте необходимо говорить о количестве: две машины, три мячика, одна конфета. Так же как вы называете цвет: красный, желтый; размер: большой, маленький, говорите и о количестве: один, два, первый, второй и так далее. Показывать цифры не стоит, пока у ребенка не сформировалось количественное представление. Ведь тогда слово один будет выражать для него значок 1, а не количество. С таким же успехом можно учить ребенка, что & — это знак амперсанда, а $ — это знак доллара.
Кроме того, сейчас будут полезны песенки, в которых начало звучит как: раз, два, три, четыре, пять… Это позволяет быстро запомнить правильный числовой ряд, сначала просто как песенку. Когда ребенок начнет осознанно считать, он не будет путаться и пропускать числа.
Здравствуйте, Ксения! В каком порядке нужно осваивать математический материал? С чего начинать изучение математики и в каком возрасте? И как продвигаться в изучении математики, чтоб это было последовательно, а не скачками?
У меня вопрос как раз абстрактный, но очень хочется его задать, вдруг повезет 🙂
Ребенку 3 года. С чего нужно начинать занятия (игры), как правильно преподносить материал, и чему именно учить?
Хочется знать БАЗУ, на которой все строится, чтобы потом на ней можно уже было что-то строить.
Я понимаю, что на такой вопрос просто не ответить, может подскажите хорошую литературу для изучения данного вопроса.
Заранее спасибо.
В прошлой статье я рассказывала о том, какие этапы проходит математическое мышление ребенка. Очень советую почитать. Как бы мы не хотели, чтобы ребенок последовательно и основательно учился: с детьми дошкольного возраста это не работает. Любая система нужна родителям, но не ребенку: его знания приходят внезапно, скачками, вместе с яркими эмоциями. С прицелом на себя и надо готовить материал и, конечно, всегда помнить, что чем бы и в какой последовательности вы не занимались, это будет полезно для ребенка, если ему интересно и весело!
В нашем курсе «Любопытная математика» мы занимались следующими темами: симметрия, последовательности, функции, геометрия в пространстве и на плоскости, алгоритмы и стратегии, множества, время и многими другими смежными разделами. Но повторюсь: основа и фундамент — это интерес ребенка и развитие мышления как такого, а не какие-то определенные знания.
Последняя, заключительная часть ответов на вопросы будет опубликована на следующей неделе. Спасибо всем, кто не побоялся спросить!
Любопытная математика
Спасибо всем читателям за интересные вопросы! А я напоминаю, что ко второму потоку курса «Любопытная математика» можно присоединится до 6 сентября 2015 года (да еще и со скидкой 20%!):
Записаться для участия в курсе «Любопытная математика»
Интересных игр и удивительных открытий вам и вашим деткам!
С Уважением, Ксения Несютина