Мамина школа Триз Дисциплина на моих занятиях

Дисциплина на моих занятиях

Здравствуйте!

Сегодня — размышления о том, что такое дисциплина на уроке ТРИЗ (да и на любом уроке вообще). Мешает ли она творческому процессу или, наоборот, необходима?

Из беседы с одной мамой:
— Ой, по мне лучше вообще никакой дисциплины не будет в классе, чем как в школе. Все сидят по струнке смирно, и пошевелиться нельзя.

Из рекламного видеоролика частной школы:
Наши дети свободно передвигаются в классе и открыто выражают свои мысли. Только так можно по-настоящему учиться.

Из беседы с другой мамой по поводу моего ТРИЗ-занятия:
Ксения, мне кажется надо быть с ними пожёстче, больше дисциплины, они тогда лучше научатся думать, больше возьмут за урок.

Из беседы с коллегой — преподавателем:
Есть внешняя дисциплина и есть внутренняя — самодисциплина. Важно, чтобы ребёнок сам научился выставлять для себя границы. И если мы будем постоянно это делать за него и наказывать, то как он научится?

 

Две истории из моих классов

История первая:
В танцевальном зале с большими зеркалами и шведской лестницей проводим занятие с детьми. Группа из 8 человек от 6 до 9 лет. Ребята разделились на команды и получили задание: придумать способ, как деду достать репку без помощи бабки, внучки, Жучки и Мурки. Время на обсуждение — 5 минут. Дети начинают громко говорить, передвигаясь вокруг столов, вставать и подходить друг к другу.

В первой команде (3 мальчика и одна девочка):

— Здесь большой такой экскаватор давайте подгоним! (Гоша. Он сидит в окружении мальчишек, которые нависли над его картинкой).

— А можно я буду рассказывать идеи всем в конце? (Лиза, стоит рядом с кучкой мальчишек).

— Давай гидравлический насос закопаем около репки? (Сеня, активно лезет через плечо и пытается что-то дорисовать).

— Девочкам надо уступать… (Лиза садится за дальний край парт) — Скажите им! Ведь девочкам надо уступать?! (Это уже обращение ко мне).

 

P1140376

Во второй команде (2 девочки и 2 мальчика):

— Тут будет крот, который рыл нору. А тут вдруг репка… (бормочет Тимур, совсем не обращая внимания на участников команды. Они тоже его не замечают).

— А что они там придумали, щас подсмотрю?! (Никита на цыпочках, невзначай обходит стол и подбирается к кучке мальчишек первой команды).

— Может, крюком приподнять… (Кира робко предлагает).

— Просто надо её сразу резать. Я придумал! Я придумал, как решить! (Никита подбегает ко мне и взахлёб пытается объяснить).

В общем-то, разброд и шатание. Ноль дисциплины в классе — все говорят, бегают.

История вторая: 
Занятие в классе. Всего 4 детей в возрасте 7 лет. Все сидят на первых партах. Никита привстаёт, достаёт из заднего кармана джинсов конфетку «Скитлз» и начинает её грызть. Съедает. Достаёт ещё одну конфету тем же способом, шумно двигая стул и привставая. После второго раза я прошу прекратить. Он перестаёт ровно на 5 минут. А потом опять ёрзает на стуле, откидывается на нём, чтобы достать конфету. Тут я прошу его выйти в коридор и доесть конфеты там. Дальше следует примерно такой диалог:

— Я уже перестал (Никита)

— Выйди и доешь конфеты в коридоре (Я)

— Я больше не буду (Никита)

— Выйди и доешь конфеты в коридоре (Я)

— Я не хочу, я потом их доем (Никита)

— Выйди и доешь конфеты в коридоре

 (Я)

Никита выходит. Возвращается через 5 минут, и ближайшие 10 минут урока проходят в рабочей обстановке.

На этом уроке я жёстко настаивала на «сиди ровно». А-ля строгая школьная училка.

 

P1140368

Подумав, поняла, что понимаю дисциплину как набор культурных правил поведения и общения между людьми. Необязательно на уроке, а в любом общении — вообще. Шуршать конфетами и чавкать — нельзя. Перебивать, когда явно есть один говорящий — нельзя. Демонстративно брать чужие вещи — нельзя. Хихикать, когда другой ученик рассказывает свои идеи — нельзя.

А встать и обойти стол, пока решаешь задачу — можно. Во время общего обсуждения говорить друг с другом — можно. Отойти и повисеть на шведской стенке, пока твоя команда мучительно придумывает новые идеи — тоже можно.

В общем, есть неприемлемое нарушение дисциплины, оскорбительное даже. А есть конструктивное, которое как минимум не мешает процессу или даже улучшает его. И тут вопрос только к учителю (то есть ко мне =)): надо чувствовать эту границу, причём — сразу, и не допускать «как бы» нормального поведения (ну подумаешь, шёпотом что-то сказала, ну он же тихо!) Выходит, как и во всём другом, способность удерживать нужную дисциплину отражает, насколько я сама чётко отделяю допустимое от «недопустимого».

Оставить свой комментарий