Мамина школа Игры-занятия Астрономия для детей и еще 30 игр и поделок с камнями и минералами.

Астрономия для детей и еще 30 игр и поделок с камнями и минералами.

миниатюра

Здравствуйте, дорогие читатели.
 
Всем известно, что многие науки и области знаний пересекаются, например биология тесно связана с географией или физика с химией. Мне особенно нравятся такие игры и занятия, которые находятся на пересечении нескольких наук: это помогает увидеть целую картинку мира, а не обладать разрозненными знаниями из разных областей.
 
Вот и астрономия для детей неразрывно связана с геологией, поэтому в этой статье будут и поделки из камней, и строение Земли.
 
Этими играми мы занимались полторы недели, а на этих выходных, наконец, сходили в геологический музей в рамках проекта «Всей семьей в музей». (Он продлится до 10 ноября, так что поторопитесь: есть еще 2 выходных). Который кстати тоже немного и об астрономии, и о геологии, и о минералогии.
 
Наши впечатления опишу в следующий раз (не пропустите!), а сегодня подробнее о наших играх! (О книгах и материалах подробно в этой статье)
 
Каждое занятие можно описать подробно, посвятив этому целые статьи. Но я решила, просто собрать все идеи в одном месте. Если кому-то будут интересны подробности, я с удовольствием поделюсь в комментариях.
 
Все игры я разделила на разделы: Строение земли и астрономия, Основные сведения о минералах, Полезные ископаемые, Драгоценные камни. На игры из каждого раздела мы тратили около двух дней и потом передвигались к следующему. Такой подход мне кажется более систематичным. Играли всегда вместе с Марком, если он, конечно, не был занят своими «важными» делами. Просто для него придумывали более легкий вариант.
 
Кстати, когда-то, около 2 лет назад, мы уже играли с Глебом в камни в рамках проекта Школа трехлетки. В нем была такая тема. Вообще, очень интересный проект, поэтому горячо рекомендую всем мамам трехлеток =)
 

Строение Земли и астрономия для детей

Геология для детей начинается с понимания того, как устроена наша планета. Поэтому мы начали именно с астрономии и связи нашей планеты с другими.
 
Модель нашей планеты изнутри. Берем пластилин желтого, красного и коричневого цвета и лепим модель нашей планеты. Внутри ядро, дальше магма, а потом земная кора. Когда шарик готов, можно отрезать кусочек и посмотреть на строение Земли своими глазами.
 
строение Земли для детей
 
Модель солнечной системы. Интересно и полезно при изучении астрономии с детьми сделать модель вселенной. Берем большой ватман. С краю делаем кусочек солнца (иначе, если соблюдать размеры оно все место на ватмане займет). Затем в нужном порядке делаем планеты. Мы смотрели на рисунок в энциклопедии, старались повторить цвет и говорили, почему он именно такой.
 
астрономия для детей
 
Астрономия в деле: полет на картонной ракете. Можно сделать ракету из коробки от бытовой техники, или из листов гофра картона и отправится в путешествие на Марс или на Луну!
 
Ракета из рулончиков туалетной бумаги. Вариант ракеты попроще —  из рулончиков бумаги. К ним можно привязать воздушный шарик и ракета полетит по-настоящему на «реактивном двигателе». Благодаря серии таких игр, астрономия из сложной, «взрослой» науки превращается в занимательное детское времяпрепровождение!
 
Сделать вулкан. Лепим из пластилина форму. Внутрь кладем шарик из 2 чайных ложек соды, красителя и 1 чайной ложки лимонной кислоты. Льем 50 мл. воды и наблюдаем извержение вулкана.
 
Рассмотреть и поиграть с пемзой – вулканической породой. Попробуйте, плавает ли обычный камень? А пемза? Сравните их по весу. Есть ли что-то внутри дырочек пемзы? (Воздух)
 

Общие сведения о минералах

Мы прочитали немного о минералах и камнях из энциклопедий, рассматривали картинки, находили самые необычные и интересные. А вот, что можно сделать еще:
 
Собирать на улице камни. В Москве трудно найти дорогу, где можно собирать камни. Но мы все же нашли интересные экземпляры около старых гаражей. Правда там насыпь была уже 20 летней давности и многие камни были в земле. Зато они все были разные по цвету и размеру. Встречались даже очень красивые – прозрачно желтые. Еще можно походить по парковым и лесным дорожкам. Иногда вокруг озера или пруда много камней.
 
Камень из песка.  Некоторые садоводы любят делать камни сами из песка и цемента. У нас сада нет, да и цемента тоже =) Поэтому мы сделали другую поделку из камней — склеили камень из песка и клея. Для этого находим бело-серый песок (мы взяли пол ведёрка с площадки). Дома его просеяли и прокалили в духовке. Затем остудили и смешали с клеем ПВА. Получилась пластичная масса, из которой сделали камешек. Высохнув, он стал твердым и очень похожим на настоящий, только шершавый.
 
поделки из камней для детей
 
Сравниваем по весу и размеру. Возьмите средний камешек и большой кусок ваты или синтепона. Пусть ребенок возьмет эти предметы в разные руки. Что тяжелее? А теперь ходим по дому, подбираем предметы такого же размера как наш камень и сравниваем их вес.
 
сравниваем по весу
 
На что похож по форме. Если включить фантазию, то камешки, как и облака, могут быть слониками, ежиками, рыбками. Придумайте образ для каждого!
 
на что похожи камни
 
Найди в мешочке. А теперь кладем их все в мешочек и на ощупь вытаскиваем нужный или же просто ощупываем камень и стараемся вспомнить, какой образ мы для него придумали в предыдущей игре.
 
ищем камни в мешочки на ощупь
 
Дорожка из камней. Из камешков можно выкладывать дорожки и тропинки в сюжетно-ролевых играх. Как думаешь, удобно ли ездить по таким дорогам?Раньше ведь делали мостовые и дороги из камня – асфальта тогда еще не было. Можно сделать болото для игрушек, а камешки – это кочки.
 
Поделки из камней для детей. Нам понадобятся мелкие камешки. Мы взяли две горсти камней на дорожке в Измайловском парке, помыли, высушили. Возможно, у вас получится наколоть обычных камней молотком. Но наверное это занятие не для квартиры =) Потом мы раскрасили 5 горсточек камешков разными красками и выкладывали аппликации и добавляли «декор» в глиняные постройки. Вот наши поделки из камней:
 
поделки из камней для детей
 
Рисунки на камнях для детей. Делать эти поделки из камней, наверное, уже все попробовали со своими детьми! Надо взять гладкие камешки (можно — привезенные с моря, а можно купить набор). Берем обычную гуашь, тонкие кисти и рисуем на камнях с детьми. Камни могут превратится в животных, машинки, кусочки фруктов, жучков. Или же это могут быть просто абстрактные рисунки на камнях! Одна свежая идея: после рисования на камнях, использовать получившиеся поделки, например в игре «крестики-нолики» или «морской бой».
 
крестики нолики из камней
 
Подбери камень по фотографии. Заранее фотографируем 5-10 камней. Затем выкладываем перед ребенком, и он старается подобрать к фотографии реальный камень. Фотографии можно показывать прямо с телефона\фотоаппарата или перенести в компьютер.
 

Полезные ископаемые.

Мы опять начали с энциклопедии и с обсуждения полезностей, которые можно добыть в земле. После этого перешли к играм
 
Чего бы не было без … Надо придумать как можно больше ответов на вопрос «Чего бы не было без … песка». Затем, вместо песка берем другие полезные ископаемые – глина, нефть, мел, вода и так далее. Кстати, рассматривайте и отрицательные стороны: без нефти не было бы и экологических катастроф. Верно?
 
Раздели на две группы. Эта игра есть в дополнительных материалах, которые можно скачать в конце статьи. Распечатайте лист с картинками, вырежьте их и предложите ребенку разделить их на 2 группы: полезные ископаемые и другие предметы и материалы, сделанные человеком.
 
Кроссворд. Опять игра из дополнительных материалов. Распечатайте и загадывайте загадку ребенку, он отгадывает и вписывает ответ в клетки. Клетки крупные, так что можно использовать магнитные буквы или кубики, если ребенок не пишет.
 
Ищем полезные ископаемые на прогулке и в доме. На прогулке поищите полезные ископаемые вокруг нас. Можно найти дома с гранитной облицовкой; памятники и скульптуры из гранита или (если повезет — мрамора); песок на площадке; щебенка под ногами; даже соль в супе!
 
Порисовать мелом на асфальте. Мел – тоже полезное ископаемое. Порисуйте им на асфальте – это похоже самое веселое полезное ископаемое!
 

Полудрагоценные и драгоценные минералы.

Мы начали с ощупывания наших образцов – малахита, кварца, горного хрусталя, аметиста и других. Нашли их картинки в энциклопедии и чуть-чуть прочитали про каждый. Вот то еще получилось сделать:
 
Выращивание кристаллов для детей. Мы купили набор и две недели назад начали выращивать наш кристалл и сегодня достали его из раствора. Мы и дети в восторге! Вот что получилось:
 
выращивание кристаллов для детей
 
Найти откуда привезли на карте, и приколоть название. После того как рассмотрели минералы, я приготовила небольшие карточки с их названиями. Мы находили, откуда его привели и прикалывали название на карту.
 
название самоцветов
 
Рассматривать в лупу. Играть с лупой вообще весело. А в минералах можно увидеть интересные трещинки и щелочки, которые незаметны невооружённым глазом.
 
Цвета камней. Каждый камешек своего неповторимого цвета. Можно постараться выложить их в соответствии с цветами радуги. А можно просто сравнивать, что еще бывает фиолетовым? А можно сказать аметистовое платье? Как думаешь, какого оно цвета?
 
Рассматривать под цветными стеклышками. Рассмотрели цвета? А теперь если взять цветные стекла и посмотреть через них? Желтый кальций становится зеленым, если смотреть через синее стекло!
 
цветные стеклышки и самоцветы
 
Рисовать фракталы. Как нарисовать кристалл? Кристаллы часто обладают свойством самоподобия, то есть их форма напоминает фрактал. Вот наши рисунки.
 
как нарисовать кристалл или фракталы для детей
 
Мемори. В дополнительных материалах я приготовила мемори с драгоценными камнями. Пара образуется из картинки камня и его имени. Я брала картинки камешков, которые есть у нас – так интереснее.
 
Прочитать сказки Бажова о малахите и других драгоценных камнях. Обязательно прочитайте сказки Бажова! Во многих трудный и непривычный язык, но Глеб через время начал сам понимать непонятные слова. И даже говорить мне: «не объясняй, давай читать дальше, я понял уже». Мы зависли на этих сказках и мультики уже все пересмотрели!
 
Другие сказки о камнях. Попробуйте вспомнить все сказки, в которых говорится о камнях. Например, Волшебник изумрудного города, Три поросенка, сказки Бажова, Серебряное копытце.
 
Найти уральские горы на карте и собрать паззл из разрезанной карты уральских гор. Малахит добывают на Урале. Поэтому грех не найти Уральские горы на карте. Мы еще сложили паззл из разрезанных гор и посмотрели фотографии уральской местности и природы. Карта гор есть в дополнительных материалах.
 
Звук камней. Попробуйте стучать камешками друг о друга. Похож звук или отличается? Если слышны различия, можно предложить закрыть глаза ребенку, вы стучите, а он отгадывает. Если звук невозможно отличить, то просто потренируйтесь отстукивать ритмы.
 

Дополнительные материалы

Для игр я приготовила несколько дидактических игр на тему геологии и минералов: мемори с картинками, кроссворды, паззлы, таблицы полезных ископаемых. Все это можно скачать одним архивом. Для этого надо нажать одну из кнопок соц. сетей и подождать перезагрузки страницы (пишите мне на почту, если что-то не выходит — zotova.ksenia@gmail.com)

Нажми и скачай =)

 

С Уважением, Несютина Ксения

Я рекомендую эти статьи блога:

Как сделать гербарий. Советы о том, как сделать красивый гербарий

10 комментариев
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Иришка

    Вот это урок! Я бы до такого и сама не додумалась бы! А тут такое!

  2. Наталья Горобец

    Спасибо за такое подробное погружение в тему! Мне понравилась идея слепить планету и посмотреть на нее в разрезе. Ярослав же увлекается. К камням немного равнодушен пока. Возьму идеи на заметку.
    Мы этим летом побывали в парке камней в Калужской области. Ярослава больше всего впечатлила вулканическая бомба, а остальные камни своими размерами.

  3. Ксения Несютина

    Наташа, спасибо. А где находится парк Кмней? Можешь дать ссылку или подробное описание?

  4. Наталья Горобец

    Информация о парке http://semidnevka.ru/places/park-kamney—strausinaya-ferma
    Парк камней находится рядом с парком птиц. Мне казалось, что вы там были)

  5. Ксения Несютина

    По-моему я читала о нем у кого-то, но нет — мне не были. Спасибо большое за информацию =)

  6. Наталья Горобец

    Пожалуйста, я только рада) мы ездили туда на несколько дней, поскольку дорога не близкая. Если нужно, могу подробней рассказать.

  7. Анна

    Какое насыщенное занятие получается! Интересно все организовано и очень информативно!
    Мы пока на даче, как увидим камень, так и рассматриваем, хочу в оптике лупу с бОльшим разрешением купить, у нас простейшая с 2хкратным.

  8. Ксения Несютина

    У нас тоже была простая: дети скорее просто играли с ней — бегали и на все смотрели, так же как с цветными стеклышками.

  9. Лариса

    Спасибо большое за Ваши рекомендации! Обязательно их пременю на практике.

  10. Ксения Несютина

    Буду рада, если поделитесь впечатлениями =)

Оставить свой комментарий