21 | 15/3/2013
Как приготовить ужин и поиграть с ребенком?
Есть мамы которые стараются заниматься с детьми по плану, наработкам, устраивают тематические дни и познавательные игры. Есть те, кто наоборот любит спонтанность и может любую рутинную деятельность превратить в отличное развивающее занятие.
У нас же получается по-разному. Иногда мне хочется спланированной деятельности, а иногда я чувствую интерес прямо здесь и сейчас и неожиданно получается интересная игра. Вот и сегодня наши игры на кухне оказались внезапными. Так же как и тогда, когда мы готовили с Глебом марципановые сердечки.
Мы решили приготовить яблочные булочки из слоеного теста (такие квадратные пласты, продаются в магазине). Конечно тот факт, что дети на кухне учились защипывать пирожки, раскатывать лепешки и отмерять сахар — уже говорит о том насколько полезна такая деятельность, но мы успели обсудить еще несколько вопросов и даже подумать над логическими задачками.
Игры на кухне:
1.Квадраты
Для начала мы разделили пласты теста на квадраты и сосчитали их. Марк обожает оставлять на тесте отпечатки пальчиков. Так что на каждом квадратном кусочке теста получились уже круглые следы. Глеб постарался с помощью таких круглых следов «нарисовать» машинку.
2.Целое, половинка, четвертинка
Из холодильника я извлекла начинку для будущих булочек — яблоки. Яблоко — круглое, гладкое, твердое — пальчиком не продавишь, а тесто наоборот — мягкое.
Теперь будем резать яблоко. Было яблоко целое, разрезали и получилось две половинки. Если две половинки соединить выйдет опять целое яблоко.
Для Глеба разрезали половинки и получили четвертинки. А сколько в яблоке четвертинок? А сколько яблок можно сложить из 5 четвертинок? А из 8?
На все эти вопросы легко ответить, если четвертинки перед тобой — бери и думай, решай. Поэтому запаситесь, как минимум восьмью четвертинками яблока.
3.Семечко
Игры на кухне продолжились тем, что разрезав яблоко, мы увидели семечко. С Глебом было интересно обсудить — зачем яблоку семечки? Зачем нужен огрызок? А что выполняет ту же роль у вишни, мака, пшеницы?
4. Сколько квадратов?
Кухонные игры продолжались: я сложила рядом 4 квадрата и спросила у Глеба хитрый вопрос — сколько здесь квадратов. Конечно Глеб посчитал их и сказал — 4. Посчитал еще раз — опять 4. Тогда я спросила: сколько всего квадратов, а не только маленьких? Тут уж он конечно догадался!
5. Закон сохранения вещества
В литературе я читала, что дети до определенного возраста не понимают закон сохранения вещества: количество вещества не изменяется с изменением формы. Вот и сейчас я решила дать Глебу пищу для размышления. Я взяла две одинаковые квадратные лепешки и спросила в какой из них теста больше. Глеб ответил — поровну. Тогда на его глазах одну из них я раскатала и опять спросила тоже самое. Глеб без сомнения указал на раскатанную. Тогда я ее свернула пополам и еще раз пополам, так что получился квадратик даже меньше первоначального и опять спросила — где больше теста? Глеб подумал и указал уже на другой. Тогда я задала последний провокационный вопрос: а кто или что добавляет и забирает тесто? Мы ведь не отщипываем ничего, а его то больше, то меньше в лепешке?
Закончилось, все конечно испеченными булочками и вкусным чаепитием.
А в какие игры на кухне любите играть вы? И вообще, как вы думаете ребенок на кухне может чему-то научиться или лучше ему не мешать маме или бабушке?
Я рекомендую эти статьи блога:
Как сделать прогулку по лесу интересной. Как мы собирали и делали гербарий с детьми
Как развивать музыкальные способности детишек?. Самые эффективные методики по развитию музыкального слуха
Вот такие занятия мне нравятся больше всего! Они весёлые и ненавязчивые. Только это довольно сложно для мамы выделить столько аспектов для обсуждения. У вас же это получается виртуозно, читаю и удивляюсь, радуюсь и запоминаю, о чём можно поговорить «вокруг» булочек 🙂
Екатерина, рада что вам понравилось =) Вкусного и интересного чаепития!
С тестом вообще играть интересно. Мой пока просто любит его раскатывать, мять лепить. Пусть моторику развивает, тоже полезно.
А вообще я за то, чтобы привлекать детей к процессу готовки. Пусть видят, как мама это делает, пусть сами что-то пробуют. Надо использовать этот интерес во благо, даже если кусочек тесто потом придется выбросить))) Но ведь это же так интересно проверить, куда прилипнет, а куда нет)))
Да, действительно кухня — это целая лаборатория для развития ребенка и любая минутка на кухне может стать развивающей :).
Мне очень понравились задачки с яблоками и «количеством вещества». Постараюсь в самое ближайшее время воплотить их в играх с моей дочкой! Очень интересно как она все это воспримет!
И конечно желаю победы в конкурсе :)!
Ксения, большое спасибо за участие в конкурсе! У вас получилось замечательное и позновательное математическое занятие на кухне!
Интересно проверить свою дочку на количество и форму вещества. Никогда не слышала о таком. А в каком же возрасте ребенок уже должен понимать закон сохранения вещества?
Очень интересные игры, особенно про закон сохранения:) А мы любим с водой больше всего возиться и тесто тоже у нас в почёте.
У нас вода это немного не кухонная тема, а скорее ванна-туалетная =)
Очень-очень интересное и занятие и увлекательная статья. Мои дети тоже активно участвуют в готовке, младший любит «Бендер» (блендер) а старшая покрошить овощи в салатик или яблоки в пирог — ей же уже можно нож!
Какие вы молодцы)). Мы тоже любим на кухне играться. Но больше всего нравится переливать и пересыпать, ну и расспыпать, конечно.
Ксения, отличное пособие для мам, которые пугаются готовить рядом с детьми. По-моему, кухня — это настоящая школа для детей. Именно там и еще на прогулках они познают самое большое количество вещей. Делюсь с читателями в Фейсбук 🙂
Ксения, как интересно вы поиграли! И все таки сынуля что ответил на вопрос «Кто то добавляет, то отнимает тесто?» Попробую со своими провести такой «тест». Удачи в конкурсе.
Он подумал и сказал — никто. Но когда я опять спросила так стало ли больше теста — ответил ДА =)
Да, Катя, это точно. Спасибо за перепост =)
Как вы здорово из теста сделали настоящее учебное пособие, и все с удовольствием, играя! Нам с сынулей такие занятия еще рановато, но на будущее взяла на заметку.
Лена, я думаю вы на кухне, наверное гораздо больше играете! А Марк полюбил тыкать в тесто пальчиками и жмакать его, наверное с месяцев 8-9 =)
Это просто талант у себя нужно развить, чтобы любое дело было по плечу мамочке и любую работу по дому делать вместе с ребенком, играя.
Супер занятие на кухне, мои тоже любят лепить из теста. На это , правда, нужно время, я иногда себе планирую, чтобы так позаниматься, то тоже весело и интересно. А если спешу — то не хватает времени поиграть, и мы просто стараемся быстренько все сделать. Тогда у нас игра на скорость, кто первый вылепит пирожка, или кто больше сделает.
А вы просто молодцы, вот так классно позаниматься, и детки научатся, и с мамой общаются, и привыкнут маме помогать. Супер!
У меня для старшей свой уголок, это настоящий хит для всех детей, приходящих к нам в гости 🙂
отличная идея. Обожаю такие спонтанные развлечения. И вкусно и познавательно. Мы тоже с дочкой любим вместе готовить. Очень понравилось как познакомить ребенка с законом сохранения вещества. Тоже так хочу озадачить доченьку.
ОТличные игры! Спасибо!
Несколько раз сын 5 лет видел, как закипала вода в кастрюле с закрытой крышкой, как крышка начинала прыгать, вырывался пар. Потом я (насколько хватило моих скромных познаний) рассказывала про устройства паровоза, как пар в котле пытается вырваться и токает поршень. Очень понравилось.