Мамина школа Триз Эффективное сказкочтение: придумываем ТРИЗ задачи для детей

Эффективное сказкочтение: придумываем ТРИЗ задачи для детей

Приветствую всех читателей и гостей!
 
Сейчас есть много книг, где в сказочной форме ребенку предлагают решить какую-либо ТРИЗ задачу, но мы с детьми научились искать такие интересненькие вопросики в любой сказке.
 
Недавно я рассказывала о интересном блогере и авторе специальных ТРИЗ сказок — Владимире Богате. А сегодня поговорим о самых обычных сказках, есть ли в них изобретательские, творческие вопросы?
 
Оказывается, в обычной детской сказке легко найти ТРИЗ задачи, которые вы можете обдумать вместе с ребенком. Это может быть не только хорошим подспорьем в воспитании любознательности (< -подробнее здесь), но и просто веселым времяпрепровождением. Как это правильно сделать - далее в этой статье.   Читаю сказку для Марка “Котик, петушок и лиса”. Глеб тоже слушает. В момент, когда лиса уносит петушка, а кот далеко, я останавливаюсь и спрашиваю у ребят:“А что может придумать сам петушок, чтобы выбраться из лап лисы?” Сначала дети выдают обычное решение, которое они запомнили. Ведь сказка знакомая и читаем ее не в первый раз. “Надо кричать громче, чтобы кот услышал." “Петушку надо ждать кота.” “Да, но ведь “ждать” - это не активное действие, а что если все-таки попробовать выбраться самому?” — подсказываю я.
 
В какой-то момент ребята забывают “как было в сказке” — начинается момент творчества и поиска собственных идей.

“Можно клюнуть больно-больно лису.” — предлагает Марк.

“Или отвлечь лису. Например, сказать: смотри, там за кустом жирный заяц. Беги посмотри, а я тебя тут подожду.” — решение похитрее от Глеба.

“А, может, предложить лисе поиграть в догонялки. Лиса будет убегать и думать, что петух ее догоняет, а он, на самом деле, домой убежит!”

“Может, петушку начать так громко кукарекать, что у лисы уши заболят, и она сама его отпустит?”

“Или рассказать историю о том, как одна лиса хотела съесть петуха, да косточкой подавилась и умерла.”
 
Эта простая иллюстрация, как сказки могут стать незаменимым помощником в деле развития творческого мышления и умения решать открытые задачи.
 
Во многих сказках есть моменты, которые можно превратить в интересные ТРИЗ вопросы. Объясните ребенку, что нет одного правильного ответа. Главное — придумать как можно больше вариантов. На первом этапе можно даже не обсуждать, какое решение лучше и почему. После, когда вы будете находить по 5-10 решений, можно начать рассуждать, какие плюсы и минусы есть у каждого варианта. И, тем самым, стараться найти наиболее выгодное.
 

Ищем ТРИЗ задачи в известных сказках:

ТРИЗ сказки для развития мышления детей

Аленушка и братец Иванушка
Иванушка хочет пить. Но пить из лужи нельзя — станешь животным. Как утолить жажду или хотя бы перетерпеть, пока идешь. (Ответы могут быть такие: пожевать кислой травы или ягод, намочить панаму или рубашку, чтобы было не так жарко, отфильтровать воду из лужи, подоить корову на поле и попить молока.)
 
Бременские музыканты
Друзья — осел, петух, собака и кот хотят переночевать в доме. Как им прогнать из дома разбойников? (Конечно, дети могут вспомнить решение, которое предлагает автор — испугать разбойников. Постарайтесь придумать другие решения. Например, начать кричать: “пожар, пожар”; перессорить разбойников между собой)
 
Серая шейка
Наступила зима, пруд застыл и теперь лиса может съесть уточку. Что среая шейка может придумать, чтобы не попасть в зубы лисе?
 
Храбрый портной
Портной обманул великана, несколько раз. Великан задал ему еще одну задачку, например, выпить реку, перенести гору, превратить горы в равнину. Какое хитрое решение придумает портной на этот раз?
 
Золушка
Золушка хочет пойти на бал, но у нее нет доброй тети-волшебницы. Что она может придумать, чтобы оказаться там?
 
Гадкий утенок
Когда утенок улетел с хозяйского двора, то попал на озеро, где вскоре началась охота. Как утенку не стать добычей охотников?
 
Краденное солнце
Крокодил украл солнце. Как его заставить вернуть солнышко, не прибегая к силе? Или другой вопрос: как медведю найти своих медвежат в темноте?
 
Список можно продолжать до бесконечности. Главное не он, а то, что любая ситуация в жизни или в сказке может стать интересной ТРИЗ задачей и полезным уроком. Здорово, если родители видят это сами и умеют показать детям.
 

С Уважением, Ксения Несютина

32
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Лариса

    Спасибо большое за идеи. Ведь на самом же деле столько поводов у нас с детьми для игры да и просто для разговоров. И не нужно для этого никакого дополнительного времени.

  2. Paraskeva

    Необыкновенно интересно Спасибо!!!

  3. Ольга

    Ксения, всё просто и так интересно!
    Может вы подскажите-как взрослым научиться видеть вокруг что-то интересное, чтобы делиться этим с детьми? Мне всё видится серым и обыденным. И никак не могу пробудить в себе какой-то творческий взгляд на жизнь и очень переживаю, что и дети мои будут видеть радость лишь в материальных ценностях. Понимаю-что простого решения нет, надо просто не лениться и работать над собой! Количества общения с детьми у меня много, но вот качество… Самой знаний не хватает.

  4. Ксения Несютина

    Ольга, просто начинайте с маленького. Постепенно приручайте привычку находить в сказках вопросы. Их можно обсудить уже после чтения и даже придумать уже после чтения, необязательно прямо на ходу. Потом научитесь находить что-то интересное на прогулке. Поставьте цель прежде всего для себя: «найти что-то удивительное сегодня на прогулке». Я сама так делаю, потому что иначе могу гулять «на автопилоте» думать о своих проблемах, о том что надо сделать\купить. Потом возьмите за правило 1 раз в день играть в ассоциации или придумывать сказку вместе или прогнозировать «что будет если…». Через 1-2 месяца общение выйдет на новый качественный уровень. Удачи )

  5. Ксения Несютина

    Лариса, абсолютно согласна. И самое прекрасное, что именно такие игры и нужны детям, а не «псевдо-развивашки»!

  6. Ксения Несютина

    Очень рада, что нашли полезное!

  7. Ольга

    Спасибо вам за участие!! А можно поподробней про игру в ассоциации?

  8. Ксения Несютина

    Ольга, а вот статья есть — http://ideas4parents.ru/rub_mamina_shkola/triz/assotsiativnoe-myishlenie.html Можно несколько игр взять на вооружение взять. Правда я писала ее 2 года назад, но в целом там есть полезное.

  9. Ирина

    Ксения, потрясающие игры! Но, честно скажу, у меня во время чтения никогда и в никаком возрасте не удавалось увлечь дочку в беседу. Она настолько поглощена историей и сюжетом, что просто не желает отвлекаться, думать — ей нужно слушать дальше. Даже если сказку мы читаем в 10-ый раз.

    В то же время, твои идеи для нас я думаю применимы. Но не в во время чтения, а когда-нибудь позже. Дочка часто проигрывает прочитанное в ролевых играх. Думаю именно тут для нас будут уместны подобные вопросы. Возможно это решение поможет и другим мамам, у которых схожая с нами ситуация.

  10. Анастасия (English4.me — Английский для меня и моей семьи)

    Ксения, и младший тоже уже участвует активно?
    Очень хорошая статья, заставляет задуматься.

  11. Юлия(Учимся с мамой)

    Спасибо,Ксения, я всегда беру на заметку ТРИЗ-идеи. Классная мысль — находить вопросы. Если задаться целью, их не только в сказках можно найти.

  12. Ольга Шумская

    Ксения, спасибо за очень полезную статью! Я знала, что сказки многое могут, но с точки зрения ТРИЗ я их не рассматривала. Обязательно теперь буду применять на практике ваши рекомендации.

  13. Мама на работе

    Наткнулась на эту статью в поисках информации об играх по мотивам прочитанных книг, а нашла что-то новое для себя. Придётся сначала самой избавляться от шаблонного мышления, чтобы научить этому сыновей. Спасибо!

  14. Ольга Бардина

    Ксеня, спасибо за идею! Мы пока так не пробовали — но уже захотелось ))) Даже любопытно, что будет сын предлагать. Иногда такой креатив идет по его собственной инициативе.
    Например, рассказываю в сотый раз любимую сказку про Чебурашку, как он объелся апельсинами, у него стал большой живот, и ему было тяжело вставать — и он заснул прямо в коробке с апельсинами. А Святослава «осенило», что Чебурашке надо было хмм… в туалет сходить, в общем.
    Так что пока дети открыты разнообразным решениям — надо такие поиски вводить в привычку.

  15. Людмила

    У нас тоже сейчас одна из любимых сказок о петушке и лисе. Ксюша, спасибо тебе за вариации. Сегодня обязательно предложу маленькому пофантазировать. Мы так со страшим играли, а с маленьким еще не пробовала. Мне очень нравятся такие игры!

  16. Елена Дорогая

    Ксюша, привет! Спасибо большое за идеи! Действительно, даже в любой сказке можно найти ТРИЗ вопросы. Обязательно попробуем!

  17. Ксения Несютина

    Елена, здорово! Буду рада, если поделитесь идеями деток!

  18. Ксения Несютина

    Да, детям обычно надо расфантазирвоаться. У нас обычно сначала вяленько, а потом как разойдутся — не остановишь =))

  19. Ксения Несютина

    Ольга, да. Чем старше, тем сложнее расшевилить. Хотя нижняя граница тоже есть — я думаю эффективно с 2.5-3 лет начинать. Раньше просто может не понять.

  20. Ксения Несютина

    Удачи!

  21. Ксения Несютина

    Ольга, а мы везде стараемся этот аспект развития находить и включать. Мне такой подход ближе всего =)

  22. Ксения Несютина

    Да, конечно и во время прогулки, и в бытовых вопросах (я об этом писала вот здесь — http://ideas4parents.ru/rub_mamina_shkola/triz/razvitie-myishleniya-u-detey-v-povsednevnoy-zhizni.html)

  23. Ксения Несютина

    Настя, прямо сейчас у нас такая проблема: старший начинает отвечать и придумывать, а младший — тут же все повторять вообще бездумно. Вот эта привычка мне очень не нравится. Пока стараюсь решить проблему персонализированными вопросами — к конкретному человеку, а не к ним обоим.

  24. Ксения Несютина

    О, в сюжетно-ролевой игре можно очень многое обсудить и нафантазировать! Ира, спасибо за напоминание )

  25. Ольга

    замечательное решение, читать сказки и задавать вопросы, чтобы ребенок рассуждал.

  26. Ольга

    Ксения, уберите пожалуйста лишние комментарии, прошло сразу 2 .

  27. Ирина Полякова

    «Жирный заяц» очень порадовал) Какие находчивые мальчики)
    В детстве все время задавалась вопросами по сказкам — почему же это было так, а не эдак. А почему так, сяк) Может, поэтому из нас выросло такое ТРИЗ-поколение?)

  28. Настя Солнечная

    ЗдОрово и очень интересно! Спасибо БМ;-)

  29. Алена

    Спасибо большое! У Вас очень интересный проект! Рада, что узнала о таком интересном подходе в играх, обучении, времяпрепровождении с ребенком…Многое чувствуется и делается интуитивно, но всегда хорошо, когда от начала и до конца все понятно и ясная картинка в голове, начиная с целей и заканчивая результатами….Удачи Вам:)

  30. Наталка

    Уф, уже жду с нетерпением, когда будем с моим ма ля в кой что-то такое делать, а пока, наслаждаюсь его двухмесячным возрастом, временем, когда я могу веб позволить побольше интернета, пока он много спит:-) идею приняла в копилочку:-) спасибки:-)

  31. Людмила

    Спасибо за список сказок, а то мы придумали про Машу и медведь : вопрос малышу бы такой: что делать Маше, если бабушка с дедушкой не научили Машу готовить. Не умеет она пирожки печь. Как выбраться из домика медведя?
    У моего старшего сына (5лет)развилась настолько бурная фантазия!! Он предлагал идеи и хохотал! Потом снова и снова просил поиграть в переделку сказок. А у меня, как на зло, не хватило фантазии на придумывания новых вопросов.
    Еще раз СПАСИБО!

  32. Анна

    Спасибо за идею такого обсуждения сказок! Мы нечто подобное делаем (когда сказка кажется мне не совсем конструктивной, так сказать) — но скорее для разбора морально-этической составляющей или выработки своего мнения, представления о ситуации в истории.

Оставить свой комментарий