Воспитание Болезнь или привычка?

Болезнь или привычка?

Глеб стал сонным и вялым в саду (О нашем садике по методу Монтессори, я писала уже). Самое интересное, что как только мы выходим оттуда, он становится живым и бодрым, идет домой и поет песни, перепрыгивая через лужи. Дома никаких признаков вялости и усталости вообще не замечается, бесконечно прыгает и играет «в хулиганов» (а мама милиционер его ловит).

Пытались корректировать сон, но он спит ночью стабильно 10 часов (и 2 часа днем) и любые наши эксперименты проваливаются. И мне стало понятным, что видимо за Глебом закрепился такой стиль поведения: «сонный, вялый, невыспавшийся». Царевна Несмеяна тоже грустила и плакала не от плохой жизни, а повелось так, привычка такая.

Все говорят, что я сонный и вялый, наверное, так и есть – и ребенок становится именно таким, каким его видят. Оглянувшись вокруг можно увидеть 100 примеров плохого поведения детей из-за того же самого эффекта. Некоторые дети становятся больными, потому что взрослые вокруг уверяют себя, их и всех окружающих, что ребенок больной. У одних наших знакомый у девочки не проходящий круглогодичный авитаминоз: только она выходит на улицу, как силы покидают ее и передвигаться она может только на ручках. У других знакомых мальчик не ест ничего кроме риса, макарон, гречки и пряников. И мне показалось причина такого «плохого поведения детей» не только в гастрономических привычках семьи, но и в ярлыке – «Он у нас ничего не ест, кроме…» Да что там далеко ходить. Когда мы были в гостях у бабушки, Глеб сказал, что ему скучно. Бабушка тут же вскочила и начала с ним играть. Хватило одного раза, чтобы Глеб все понял. Через неделю у нас был ребенок, который непрерывно ныл «мне скучно, надо чтобы кто-то со мной поиграл» и добавлял «но не мама и папа».

Примеры плохого поведения у детей

А расхожая фраза учителей «способный, но ленивый»?! Способный — это то, что дано от природы и к этому не надо прилагать никаких усилий. Дети это принимают. Но лень это скорее всего не врожденное качество, но дети привыкли, что о них так говорят. Они становятся именно такими – ленивыми, и будут такими, пока не снимут с себя этот ярлык.

Причиной плохого поведения у детей, конечно может быть усталость или голод. плохое поведение у детейНо иногда шаблон плохого поведения закрепляется, именно благодаря взрослым, которые уделяют внимание плохому; ожидают от ребенка определенного поведения, ставшего уже привычным. Например, когда вся семья садится за стол, мальчику постоянно говорят «Ты ешь очень неаккуратно«, «Опять все пролил«, «Когда же ты научишься есть нормально«.И через время уже сам ребенок ждет что все у него посыпется из рук и разольется. И все конечно же так и происходит.

Бывает и наоборот, когда какое-то положительное качество излишне акцентируются взрослыми. Девочками часто восхищаются «ах, какая красивая, милая» (а иногда и мальчиками!) — и девочка начинает думать, что это ее заслуга. Ей не надо ничего делать, чтобы получить одобрение окружающих – все уже и так есть.

В общем, мое мнение такое. Во-первых, родителям надо быть уверенным, что ребенок хорошо себя чувствует, выспался и не болеет. И окружающие должны им ВЕРИТЬ, а не ставить это под сомнение! Часто, сердобольные бабушки видят болезни, где их и в помине нет. Для нас стало спасением одна простая фраза, когда я вижу, что Глеб начинает жаловаться на что-то, дабы ему уделили внимание, то я говорю «Ты здоров, у тебя все хорошо! » и мы обнимаемся. Таким образом, теперь, если Глеб хочет внимания и обняться, он так и говорит «Давай обнимемся!», а не «ой, что-то животик болит». А во-вторых, надо акцентировать внимание не на плохом поведении детей, а на хороших чертах и поступках. Это же идея стара как мир – «Игнорируем плохое, хвалим хорошее»!

Я рекомендую эти статьи блога:

Вред и польза социализации. Мой взгляд на то, о чем сейчас все говорят, о социализации детей

4
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Юлия

    Ксения, прочитала на одном дыхании. Вот она, главная проблема родителей и не только — навешивание ярлыков на детей. Я всегда стараюсь замечать что-то хорошее в действиях сына, даже если он во время еды пролил на себя суп, я говорю: «Ничего страшного, ты стал гораздо меньше пачкаться во время еды, это хорошо.» И очень важно, чтобы дети умели говорить о своих чувствах и потребностях открытыми фразами, а не придумывали уловки, чтобы на них обратили внимание.

  2. Ксения Несютина

    Да, когда тебе постоянно говорят, что ты капризный — ничего не остается, кроме как капризничать =) Когда говорят, что стеснительный — ты даже не ищешь выхода, ты просто стесняешься каждый раз. И много даже взрослых людей готовы оправдать свое странное поведение этими ярлыками. Но ладно — дети, а взрослые их уже могут «снять» сами.

  3. Наталья

    Здравствуйте!
    Очень мало люди уделяют внимания словам. А ведь есть разница, например, между «не упади»и «не падай».
    Мне понравилось о привлечении внимания — мы тоже так делаем «Давай обнимемся!»
    Успехов вам!

  4. Мария

    То, что Вы описали, называется резонанс субличности. С рождения в общении с другими людьми, при расширении круга контактов, у всех людей формируется набор субличностей как защитная реакция для сохранения своего мира, своей главной личности. Именно эти субличности и входят в резонанс с отношением и мнением других людей о тебе. Поэтому мы с разными людьми ведём себя по-разному. Как сказала одна моя одноклассница много лет назад: «если человек считает тебя дурой, ты и ведёшь себя как дура.»

Оставить свой комментарий